Летом 1942 г. немецко-фашистские войска подошли к границам Сталинградской области. Оборона началась в сложной стратегической обстановке. К этому времени нашим войскам пришлось испытать много поражений. Уже к середине июня 1942 года стало ясно, что главной целью немецко-фашистских войск является именно захват Сталинграда.
23 августа 1942 года, Сталинград подвергся первой массированной воздушной бомбардировке, которая буквально смешала его с землей. Четвертый воздушный флот люфтваффе обрушился на город всей своей мощью и за полдня уничтожил более половины жилого фонда. После тяжелых фугасных бомб, сносивших каркасы домов до основания, в дело пошли зажигательные боеприпасы, вызвавшие многочисленные пожары. Огромный огненный вихрь опустошил центральные районы и перекинулся на окраины. Процветавший до войны Сталинград стал похож на перепаханное поле с остовами построек и печными трубами. Погибло более 40 тысяч человек… Казалось, что утонувший в огне и дыму город больше не сможет сопротивляться. Но бомбардировки 23 августа стали лишь началом героической обороны Сталинграда советскими войсками, продолжавшейся более полугода.
Начался решающий период в битве за Сталинград. Немецкое командование понимало, что не сможет прорвать советскую оборону и приняло решение – стереть город до основания. Наверное, это была самая массированная бомбардировка советских городов за всю историю Великой Отечественной войны. Сразу несколько сотен Heinkel обрушились на Сталинград с силой, которой невозможно было противостоять.
Фугасные бомбы и зажигательные мины разрывались на улицах, сносили дома и плавили даже камни.
Хейнкели и Юнкерсы с крестами шли на Сталинград волна за волной.
3 августа 1942 года — самый страшный день в истории Сталинграда!
Небо закрывали густые столбы дыма, огненный вихрь прошелся волной по городу и фактически уничтожил центральные районы. Некогда процветающий Сталинград превращался в руины и стал походить на оплавленный камень с остовами печных труб и бетонными основаниями домов. По разным оценкам, погибло не менее 40 000 жителей.
Немецкие бомбардировщики Heinkel и Junkers шли на город волна за волной. Жители услышали только гул сотен самолетов, после чего начался огненный ад. Кресты на бортах означали, что немцы решили снести город до основания. Люфтваффе не жалели машин и отправляли в один заход до 40-50 самолетов. Примерно в 18:00 вечера 23 августа первые бомбы разорвались на улицах Сталинграда.
Выжившие говорили, что грохот стоял невероятный, а фугасные боеприпасы разрывались в домах и сносили старейшие здания. Уже после окончания войны свидетели этой трагедии писали об огромных столбах дыма и пламени. Дома сгорали как спички, а из-за сильнейших пожаров плавился асфальт на улицах и плитка на площадях.
В первый день немецкая авиация осуществила не менее 2000 налетов – сотни бомбардировщиков и истребителей. Фактически город пытались стереть с лица земли. Немецкие фашисты понимали, что взять Сталинград наземными силами не получится и выбрали тактику террора. Одного дня было достаточно, чтобы погибло до 90 000 человек.
Это был настоящий огненный ад
Несмотря на тот факт, что Сталинград эвакуировали до начала битвы и вывезли порядка 100 000 человек, оставшиеся граждане были задействованы в обороне. Они не только строили противотанковые рвы, но и пытались маскировать критически важные объекты. Времени оставалось мало – армия вермахта стояла на подступах.
Судя по всему, немцы решили пойти на крайние меры. Если город невозможно захватить, значит, его нужно сжечь до основания. Такой массированной бомбардировки еще не видывали советские города. Гитлер лично принимал решение: уничтожить Сталинград, сжечь неприступную крепость вместе с ее защитниками.
Летчики немецких военно-воздушных сил получили лишь одну задачу – бомбить нещадно, не жалеть мины и зажигательные бомбы. И нужно признаться, что эту задачу они действительно выполнили. Возможно, в ставке Гитлера рассчитывали, что после уничтожения Сталинграда советские генералы не станут оборонять город.
В Сталинграде не было водоснабжения, а на улицах не прекращался стон тысяч раненых и лежавших под завалами людей. Тушить оставшиеся дома было просто некому.
Они выбрали стратегию террора
В Германии прекрасно понимали, что в городе остаются тысячи мирных жителей, но этот факт не останавливал Гитлера. Авианалет на крепость на Волге стал самым кровавым и масштабным за всю историю Великой Отечественной Войны. Конечно, же, советская армия пыталась сбивать немецкие бомбардировщики, но силы были явно неравны.
Более того, часть зенитчиков были задействованы на фронте. Речь идет о 1077-м полку, которому фактически запретили расходовать боеприпасы по воздушным целям. Силы ПВО могли лишь смотреть в небо и наблюдать, как уничтожают родной город.
Сталинград был выжжен до основания 23 августа, но немцам не удалось сломить боевой дух и оборону города. На подступах к Сталинграду продолжались ожесточенные бои – город был окутан черным дымом и пламенем …
Воздушные бомбардировки Сталинграда, систематические налеты авиации 4-го воздушного флота ВВС Германии осуществлялись с целью разрушить город и вывести из строя водные и железнодорожные коммуникации. Задачи немецкой авиации по уничтожению Сталинграда и выводу из строя транспортных магистралей, ведущих к нему, были сформулированы в директиве верховного командования вермахта № 45 от 23.07.1942: «Особенно большое значение имеет заблаговременное разрушение города Сталинграда». Здесь же указывалось, что «…движение судов в нижнем течении Волги должно быть парализовано путём сбрасывания мин». Впервые немецкие самолеты с целью разведки появились над городом ещё осенью 1941 года. Налеты на железнодорожные пути немецкая авиация начала проводить еще с конца 1941 года. С 27 июня 1942 года вражеские самолеты непрерывно бомбили железнодорожные пути Сталинград-Поворино. В 1-й половине июля вышла из строя железнодорожная линия Сталинград-Лихая. Возникли перебои в движении на участке Сталинград-Тихорецкая, а с 30 июля 1942 года движение и вовсе прекратилось. «Несмотря на героические усилия железнодорожников, в создавшейся тяжелой обстановке, вооружение, боеприпасы, резервные войска зачастую разгружались из эшелонов за 250-300 км от фронта и доставлялись к месту назначения по грунтовым дорогам на автотранспорте и в пешем порядке. К выводу из строя волжского водного пути немецкая авиация приступила в середине июля 1942 года. Наносились бомбовые удары по нефтехранилищам, портам города, караванам судов, а с 22 июля началось минирование Волги с воздуха. С 25 по 31 июля немецкая авиация поставила 231, в августе-74, в сентябре 37 мин, а всего за кампанию 1942 года до 350 мин различных типов».