«Зимняя гроза» в донских степях!
Неприступная Крепость на Волге. Сталинградский излом!

«Зимняя гроза» в донских степях!

Операция «Винтергевииттер», что в переводе с немецкого означает «зимняя буря» или «зимняя гроза», была попыткой вывести 6-ю армию Паулюса из окружения. Руководил операцией Эрих фон Манштейн, лучший стратег Третьего Рейха.

Операция «Зимняя гроза» разрабатывалась с целью разблокировки немецких войск в районе Сталинграда с последующим наступлением. Танковая армия Манштейна получила четкие указания – любой ценой освободить из котла остатки 6-й армии Паулюса. Гитлеру лично доставили радиограмму в конце ноября 1942 года, где черным по белому было написано: «Войска вермахта попали в окружение.»

«Фронт горел, не стихая,

Как на теле рубец.»

Армейская группа «Гот» спешит на помощь!

Решив деблокировать окруженные под Сталинградом войска Паулюса, верховное гитлеровское командование организовало новую группу армий «Дон», между группами армий «А» и «Б». Командование этой группой армий было возложено на генерал-фельдмаршала фон Манштейна. В нее были включены: оперативная группа «Холлидт» (в районе Тормосина) остатки 3-й румынской армии, 4-я немецкая танковая армия (вновь созданная из управления бывшей 4-й танковой армии и соединений, прибывших из резерва) и 4-я румынская армия в составе 6-го и 7-го румынских корпусов.

На усиление группы армий «Дон» спешно перебрасывались дивизии с Кавказа, из-под Воронежа, Орла и из Франции, Германии, Польши. Манштейну были подчинены и войска, окруженные в районе Сталинграда. Группа армий «Дон» занимала фронт общей протяженностью 600 км, от станицы Вешенской на Дону до р. Маныч. В ее составе было до 30 дивизий, в том числе шесть танковых и одна моторизованная, не считая соединении, окруженных под Сталинградом. Перед войсками Юго-Западного фронта находились 17 дивизий из группы армий «Дон», а 13 дивизий (объединенных в армейскую группу «Гот») противостояли войскам 5-й ударной армии и 51-й армии Сталинградского фронта.

Манштейн в своих мемуарах рассказывает о том, как формировалась группа армий «Дон». По приказу ОКХ в качестве ее управления был использован штаб 11-й немецкой армии, находившийся в районе Витебска. В группу армий «Дон», помимо окруженной в Сталинграде 6-й армии, первоначально входили остатки разбитой 4-й танковой армии и двух румынских армий и, наконец, не участвовавшая в боях немецкая 16-я моторизованная дивизия и еще четыре боеспособные румынские дивизии.

Войска противника, закрепившиеся на рубеже р. Чир у Нижне-Чирской, находились всего в 40 км от окруженных войск Паулюса, тогда как котельниковская группировка (армейская группа «Гот») была удалена от них перед началом наступления на расстояние 120 км. Тем не менее Манштейн решил наступать именно отсюда. Он отказался от форсирования Дона, как от рискованной и трудной операции, а выбрал для своих действий район Котельниково юго-восточнее Дона: по его мнению, именно отсюда было выгоднее всего начинать наступление.

Наступление немецких войск во главе с группой «Гот» началось рано утром 12 декабря. Немцы разработали неплохой план, который подразумевал нанесение ударов на очень узком и неудобном для советской армии участке фронта. Основной удар пришелся в сторону железной дороги в направлении Тихорецк-Сталинград.

Сразу три мощных группировки во главе с 57-м танковым корпусом прорывались в сторону станции Тундутово, где должны были деблокировать остатки армии Паулюса. Советские генералы допустили ошибку, когда посчитали, что враг нанесет удар в районе Нижне-Чирской. Однако прорыв обороны произошел на другом участке фронта – Курмоярский. В итоге немецкая колонна техники прошла вперед на несколько километров и фактически зашла в тыл Красной армии в районе Верхне-Яблочного.

Основной удар пришелся по 302-й стрелковой дивизии, которая практически сразу была выведена из строя. Несмотря на ожесточенное сопротивление наших частей, немцам удалось продвинуться на участке фронта. Советские войска теснили в сторону реки Аксай, где и произошло еще одно историческое сражение.

Сражение на рубеже реки Аксай-Есауловский предопределило исход войны.

Немецкие бронетанковые группы продолжали напирать и теснить остатки частей 302-й стрелковой дивизии. Красногвардейцы отступали в сторону реки Аксай. На второй день контрнаступление 6-я танковая дивизия вермахта смогла захватить высоты в районе Заливного, откуда продвинулась дальше в сторону небольшого хутора Верхней-Кумский. Но даже в таких сложнейших условиях дивизии 51-й армии старались наносить немцам серьезный урон. Они отступали, но не сдавались.

На рубеже р. Аксай-Есауловский развернулась ожесточенная борьба, от исхода которой во многом зависело дальнейшее развитие событий на фронте. Бывший фашистский генерал так оценивает значение этих боев: «В этот период произошли полные трагизма события, историческое значение которых трудно переоценить. Не будет преувеличением сказать, что битва на берегах этой безвестной речки Аксай-Есауловский привела к кризису третьего рейха, положила конец надеждам Гитлера на создание империи и явилась решающим звеном в цепи событий, предопределивших поражение Германии». Это определение не является в научном отношении точным, но основной смысл событий оно передает верно.

Наши военные историки также считают, что от этой битвы целиком и полностью зависело дальнейшее развитие событий на данном участке фронта и всей войны. Третий рейх оказался на рубеже исторического выбора, но не смог преодолеть советские заграждения. В итоге Гитлер еще не понимал, но судьба Германии уже была предрешена.

К 15 декабря 1942 года бои не закончились, а продолжились с новой силой. В ход пошли более 100 танков 4-го механизированного корпуса. Советская техника наносила удары по немецкой 6-й танковой дивизии, которой пришлось растянуться по всей линии фронта. Войска Паулюса оказались в тяжелейшем состоянии.

Выжившие немцы писали, что на южном берегу Аксая они попали в настоящий ад и мясорубку под открытым небом. Единственное, что они могли предпринять, так это временно остановить советские части на рубеже реки Аксай.

Выпускники артиллерийских училищ против танков Манштейна!

Танковая армия Манштейна представляла серьезную угрозу, но именно один из выпускников училища в Капустином Яре Алексей Бадмаев совершил настоящий подвиг. Молодому парню пришлось приписать себе один год, чтобы получить возможность отправиться на фронт. Бадмаев проходил обучение на командира легендарных РСЗО «Катюша».

В наступлении под Сталинградом группа Алексея Бадмаева оказалась на пути немецких танков Манштейна. Командир артиллерийской группы был несколько раз ранен и успешно эвакуирован в тыл. Однако на фронте его подразделение сыграло решающую роль. Разумеется, были и другие герои, в том числе артиллеристы из расчета сержанта Бардадымова, а также танковые кулаки из состава 17-й дивизии.

Эти события на стали прообразом для романа Юрия Бондарева «Горячий снег», который стал ярким представителем советской «лейтенантской прозы». В романе описывается эпизод боя артиллерийского полка дивизии на плацдарме на реке Мышкова у деревни Громославка. Ситуация была чрезвычайной — в бой вступили не специальные противотанковые части, а расчеты орудий обычного артполка, учившиеся бою с танками только в порядке обороны занятых позиций. Личный опыт позволил Бондареву создать весьма реалистичную картину боя. Финал событий — переход в контрнаступление советского танкового корпуса — тоже отвечает исторической реальности.

Наши солдаты уничтожали танки противника десятками, но немцы еще имели перевес в тяжелой технике и пытались деблокировать свои части. Точку в этой битве поставили чуть позже, а именно в 20-х числах декабря

2-я гвардейская армия генерал-лейтенанта Малиновского. Точка в большой игре!

Мощным ударом на участке, считавшимся второстепенным, немцам удалось опрокинуть оборону советской пехоты и уже на следующий день выйти к реке Аксай, форсировать ее. Развитие этих событий заставило советское Верховное командование пересмотреть свои планы. Так, запланированная операция «Сатурн» по освобождению Ростовской области была сокращена и стала «Малым Сатурном». Прибывшая под Сталинград из резерва Ставки 2-я гвардейская армия (90,5 тыс. человек) должна была помочь сокрушить окруженного в Сталинграде врага. Вместо этого армию, которой тогда командовал Родион Малиновский, начали спешно выдвигать навстречу деблокирующей фашистской атаке (советские войска выгружались в чистом поле, без горючего и запасов снарядов и патронов).

Однако дальнейшее развитие событий показало, что Красная армия конца 1942 года — это уже совсем другая армия в сравнении с первыми месяцами войны. В распоряжении советского командования были и мощные подвижные механизированные корпуса, и специальные артиллерийские противотанковые бригады. Быстрое выдвижение и вступление в бой 4-го и 13-го механизированных корпусов, а также 20-й противотанковой бригады резко снизило темпы немецкого наступления

В двадцатых числах декабря 1942 года в ожесточенный бой вступили части 2-й гвардейской армии генерала Малиновского. Именно на этом участке фронта решался исход войны. И если бы красноармейцы пошатнулись или начали отступать, то это бы грозило обвалом всего фронта. Однако армия Малиновского успешно отражала все наступления вермахта.

Гитлеровцы наступали отчаянно, но на рубеже примерно в 40 километров от окруженной армии Паулюса были остановлены. Принято считать, что врага удалось отбросить 22 декабря 1942 года. но на этом сражение не закончилось. Немцы уже фактически видели костры 6-й армии Паулюса, когда Малиновский нанес сокрушительный удар.

Советскими резервами противник был задержан на пять дней, что позволило привести 2-ю гвардейскую армию в порядок и организованно занять оборону с опорой на реку Мышкова. Главный участник тех боев — 4-й механизированный корпус — потерял тысячу человек убитыми, 3,5 тыс. человек ранеными, тысячу пропавшими без вести и попавшими в плен, а также 50 танков. Но время было выиграно, и пробить оборону на реке Мышкова немецкие танки уже не смогли.

В какой-то момент могло показаться, что Манштейну удается реализовать замысел и пробить коридор к окруженным. В тылах ударной группировки немцев в готовности стояли 3 тыс. автомашин с горючим для армии Паулюса.

Манштейн должен был отдать сигнал для организации встречного наступления Паулюса из котла, но сделать этого не успел. Ожесточенные бои унесли жизни сотни тысяч солдат и более 200 танков.

Ликвидация угрозы деблокирующего удара позволила войскам Донского фронта в январе 1943 года подготовить и провести операцию «Кольцо» по уничтожению 6-й немецкой армии.

 

 

 

Похожие статьи

Операция «Кольцо». Как погибла 6-я армия Паулюса в Сталинграде

Admin

Кодовое наименование – операция «Уран»!

Admin

Оборона на дальних подступах к Сталинграду (17 июля – 12 сентября 1942 года)

Admin

Сталинград. Могила для завоевателей!

Admin

В окопах Сталинграда. Крепость из стали, сердец и огня. (13 сентября – 18 ноября 1942 г.)

Admin

Варварская бомбардировка Сталинграда в августе 42-го. Горели даже камни!

Admin

Оставить комментарий